суббота, 11 мая 2013 г.

Разведка мест в Чернечем Яру (10 мая 2013 года)

В начале весны мне попалась информация, что большая часть Диканьского района входит в Национальный ландшафтный парк "Диканьский". На схеме было отмечено много достопримечательностей, но меня заинтересовал Чернечий Яр. Но не село, а сама местность. Еще в 2011 году на покатухе организованной Андреем (SAM) мы пытались туда добраться через пещеры, но не дошли.
И вот спустя полтора года, я решил собрать маленькую команду для разведки этих мест.
Участники: Владимир (Syom) - это я, Алексей (AlexBig), Николай (Nikola) и Андрей (HammerHead).
Маршрут был записан приборчиком Garmin Oregon 450.
Трек с обозначениями
И так в путь...

На условленное место сбора прибыло 4 участника и мы сразу двинулись в путь. Начальный участок пути не предвещал ничего интересного поэтому, меньше чем за час мы доехали по трассе до хутора Прони. Изначально наш путь должен был пролегать по грунтовой дороге (как это показывали снимки Google), но сразу же мы столкнулись с бездорожьем и по примеру Николая рванули прямо по пахоте.
"Ну и где же дорога..."
"...а она нами не нужна - едем по полю!"
Проехав по полю мы все таки выехали на хорошую грунтовую дорогу. Вокруг открывались прекрасные пейзажи на поля.

Панорама возле съезда с трассы

Начало нашей разведки не имело ничего общего с Чернечим Яром, просто хотелось посмотреть , что за строения находится недалеко от дороги Диканька-Михайловка. Наш путь пролегал по грунтовой дороге, рядом находились островки леса где пели соловьи. И вот полевая дорога закончилась, появились комары размером с небольшую птичку и мы въехали в лес.
В лесу оказалась прекрасная грунтовая дорога. Проехали мимо кормушки для лосей или оленей, рядом были следы больших копыт.
Кормушка
От дороги по которой мы ехали было очень много ответвлений в разные стороны и при желании и отсутствии комаров можно было бы исследовать этот лес. Но цель нашей поездки сегодня другая - мы едем напрямик! В конце леса находится вольер для кабанов.
Вольер для кабанов (фото Алексея)
За лесом находятся строения лесников. Чуток правее в углублении располагается ставочек. Переезжаем небольшой ярок и оказываемся с другой стороны поля на окраине леса.
Через ярок вновь к лесу, на заднем плане дома лесных работников (фото Алексея)
Далее вдоль леса выезжаем на асфальтную дорогу Диканька-Михайловка по которой въезжаем в Диканьку и отправляемся в ближайший магазин за продовольствием и водой.
Сделав запас воды и еды выезжаем из Диканьки и на окраине Великих Будищ сворачиваем направо и по южной окраине села начинаем движение в сторону Чернечого Яра.
Буквально сразу нам открываются прекрасные пейзажи на овраги и леса.
Начало яра
Немного проехав, видим по обоим краям дороги - посажены молодые липы аккуратно огражденные белыми стоечками.
Молодые липки
Липовая аллея заканчивается массивными деревянными воротами, за которыми находится интересная усадьба - дом в народном украинском стиле и сарай. Территория ограждена невысоким аккуратным деревянным забором.
Українська садиба
Дорожка и аккуратный заборчик
Я на фоне усадьбы
Дорожка вдоль поместья начала спускаться и за ней стала видна горка.
Горка за украинской усадьбой (фото Алексея)
Спустившись от усадьбы мы поднялись на горку откуда осмотрели всю панораму.

Панорама Чернечего Яра (южная сторона)

Ну и конечно групповое фото участников на память!
На вершине горы

Немного покрутившись мы спустились к сосновому лесу внизу яра. Видеть его здесь было абсолютно в диковинку, он был как оазис среди лиственных лесов и полей.
Сосновый бор
А сосновый бор, то на пригорке
Если въехать в сосновый лес, то сразу по левую руку находится еле заметная тропка. Она ведете по обрывчику вдоль леса, через кустарники и выводит путников к небольшому ставочку.
Ставочек красивый с песчаным дном. В нем видны рыбы, лягушки и даже черепашки.
На берегу ставка делаем привал.
Ставок в Чернечом Яру
Дядя Коля катается на тарзанке...
... а мы отдыхаем (фото Алексея)
Отдохнув на берегу ставочка, возвращаемся по тропе на наш маршрут и спускаемся вниз. За лесом находятся жилые дома и колодец типа "гусак".
Колодец-гусак
Набираем воду (фото Алексея)
Дядя Коля даже набрал фляжку воды. От колодца движемся вдоль домов, по самому селу Чернечий Яр. Уже выехав на необитаемые места понимаю, что забыл возле колодца фотоаппарат. Сбрасываю рюкзак и налегке лечу по бездорожью (благо вниз) назад. На спидометре - 31-33 км/ч. Эти полтора километра пролетаю на одном дыхании, но фотоаппарата нет! Тут из одного дома меня окликнули, и спросили, что я ищу. Отвечаю фотоаппарат и называю его марку. Мужчина достает из-за спины мой Canon. Благодарю его, поздравляю с праздниками и лечу назад, к товарищам.
По дороге меня посещают мысли что я где-то в предгорьях Карпат.
Высокие сосны нависают над дорогой
Дорога постепенно из двух колей переходит в одну и там потом исчезает. Начинаем подъем на холм. Дороги нет. Находим ее (давно заброшенную) немного восточнее от того места где мы вошли в лес.
Так выглядит дорога с вершины
С вершины идет прекрасный спуск в долину. Дорога хорошая но местами можно попасть в промоины от воды. В конце спуска резкий поворот налево. Тут у Николя начинает спускать колесо. Причиной пробоя оказалась обычная деревянная веточка. Меняем камеру и движемся дальше. По краям дороги располагаются заброшенные дома.
Заброшенный сарай, уже успел зарости
Развалины дома
Проехав нежилую часть села поднимаемся на горку. Отсюда делаю панорамное фото.
Панорама Чернечого Яра (северная сторона)

Ради развлечения покричали с горки - эхо чудное!
Немного проехав вперед понимаем, что эта дорога выведет нас в с. Великие Будища, но мы хотим ехать низом вдоль Ворсклы до Михайловки, а значит наш путь назад.
Проезжаем по высокой земляной дамбе. На этом дорога заканчивается. Начинается подъем и лес. Пробираемся через густой лес и оказываемся на вершине еще одного холма.
Где-то внизу - река Ворскла
Спускаемся вниз по дорожке и оказываемся на полях в долине реки. Обходим несколько болотец и выходим на финишную прямую!
Далее наш путь идет на Михайловку, Стаси и Полтаву!
Церковь в Стасях

Как резюме напишу следующее: я много раз ездил вдоль реки в сторону Писаревщины, я много раз ездил по трассе в сторону Опошни, но никогда не мог предположить, что на участке 2 на 3 километра располагается такой оазис. Очень хочется вернуться еще в Чернечий Яр и открыть для себя и другие его уголки.