суббота, 17 февраля 2018 г.

На авто в Карпаты с тремя детьми (26 июля - 2 августа 2017 года)

Три года мы с семьей никуда не выезжали за пределы Полтавы вместе. На то были разные причины - от ситуации в стране до изменений в семье. За это время нас стало на два парня больше и соотвественно работы у родителей стало раз в шесть больше :)
В 2014 году наиболее дальней точкой нашего автопутешествия был городок Сколе в Бескидах - невысоких горах Карпат. Поэтому в этом году решили проехать немного дальше.
Собственно говоря плана поездки небыло. Не знали когда выедем, где будем ночевать и т.п. Была лишь наметка встретится с велогруппой из Полтавы в с. Пилипец. Так и поехали, без бронирования жилья и т.п. Набили полный багажник вещей. На всякий случай взяли палатку, два спальника, самонадувные коврики, газовую горелку, набор туристической посуды. Вдруг в поле ночевать :) Помня предыдущие поездки в Карпаты набрали теплых вещей - ботинки, куртки, флисы. Вобщем весь 500 литровый багажник был забит :)
На авто в Карпаты с тремя детьми (26 июля - 2 августа 2017 года)
При нажатии на фото открывается фотоальбом :)

День 1 (26 июля 2017 года) - дорога Полтава-Львов, замок Олеско.

Выехали около 4 утра 26 июля. В первый день ничего интересного не планировали. Была задача заехать подальше. Немного боялись, что наше путешествие закончится через час-два после старта - когда Ярославу и Мирославу надоест сидеть в креслах. Но обошлось. Довольно быстро проехали Киев и не доезжая до Житомира встали на обед. Показали детворе как можно готовить на газовой горелке (бутерброды ведь остались в Полтаве в холодильнике :) ).  Из-за несколько странной развязки перед Житомиром пришлось ехать через город, а не по объезной. В Львовскую область въехали еще в дневное время, поэтому решили посетить Олесский замок. Он стоит практически возле трассы, как и Подгорецкий. Раньше въезд в Олеско обозначал памятник бойцам первой конной армии. Сейчас от него остался один бетонный фундамент.
Сам замок в Олеско небольшой. Вход на територию платный. Вход в замок оплачивается по отдельному тарифу. Школьникам цена на посещение замка и территории одна. Отправили Сашку в замок одного. Вернулся он через время и сказал, что в замке говорят на неправильном украинском и он ничего не понял :) Оказалось, что он пристроился к какой-то группе иностранных туристов. В части замка расположено кафе "Гридниця", а так время было поесть - пошли туда. В кафе есть два зала. Мне больше понравился тот, что по правую руку от входа. Цена по полтавскому уровню - выше среднего, обслуживание - хорошее, есть возможность раслатиться банковской картой. Как оказалось, ниже замка есть большой парк - три года назад, мы его не заметили :) Нужно будет осмотреть в другой раз. В этот раз время работы замка пододило к завершению, да и нам нужно было ехать в сторону Львова. Решили попробовать остановиться в отеле возле Львова, в котором останавливались 3 года назад. Как раз был свободен номер с двухместной кроватью и диваном - и он нам хорошо подошел. В дальнейшем мы пытались снимать трехместные номера. За день проехали порядка 860 км, Славики прошли посвещение в автотуристы проведя в пути более 14 часов, ну, а я уселся изучать интеренет на предмет поиска места завтрашнего ночлега. Позвонив по двум номерам и выяснив, что в районе Волосянки мест нет, я плюнул и решил, что завтра разберемся по месту, а сейчас лучше отдыхать :)...

День 2 (27 июля 2017 года) -  Княжеские скалы.

В этот день выехали из гостиницы довольно поздно. До гор оставалось порядка 200 км. Поэтому не сильно спешили. Позаватракали в гостинице, прогулялись по территории и выехали в сторону города Стрый. Не зная где будем ночевать и обрадовавшись увидев знакобые три буквы "АТБ" мы накупили еды и напитков и двинули в сторону гор. Не доезжая до Сколе увидели кафе "Диканька" и возле нее мотель. Остановились, зашли, посмотрели - в целом нормально. Решили остановиться здесь и прокатится в сторону гор. Но планы сильно изменились. Славики немного потусовались и улеглись спать. Проспали практически до шести вечера. Соответственно уже куда-то ехать не было смысла и мы пошли на берег реки Стрый. Там как раз были "Княжі скелі". На берегу реки я показал детям как кидать плоские камушки... Это была моя "ошибка" :) После этого любой подход к рекам всегда превращался в камнешвыряние :) Если днем была еще мысль остаться тут на две ночевки, то к вечеру решили ехать дальше. Просматривая букинг.ком увидел, что на одну ночь можна остановиться в неплохой гостиничке (неплохая - это в хорошем месте, само качество номеров в Карпатах понятие относительное). Кстати я в нее звонил вчера вечером. Звоню вновь. В ответ - номеров нет. Так, говорю, букинг показывает, что есть на одну ночь. Голос на другом конце провода - да, на одну ночь есть (с грустью). Видимо им не выгодно сдавать на одну ночь. Вобщем забронировал. И уже уверенный в завтрашнем дне отправился спать!

День 3 (28 июля 2017 года) - крепость Тустань, замок баронов в Сколе и первый ночлег в Карпатах!

Позавтракав в "Диканьке" отправились в с.Урич в котором находяться скалы на которых располагалась древнерусская крепость Тустань. Скалы действительно впечатляют. Впечатляют и остатки стен которые сохранились местами. Видимо, это было место где стоял небольшой гарнизон и контролировал дорогу которая проходила по долине. Територия вокруг скал благоустроенная. Сделаны деревянные тротуары, что бы безопасно передвигаться по маршруту. Все промаркировано, установлены стенды. Внизу есть родник. На территории заповедника проводят фестивали, есть место для установки палаток (в деревянном замке), туалеты. После того как вышли с территории увидели, что перед входом есть небольшой базарчик с карпатскими сувенирами - как раз начали сходиться торговцы. За последние три года все сильно изменилось. Сейчас, когда пишу эти строки, посмотрел фото 2014 года и обнаружил, что дорогу к скалам немного привели в порядок - положили асфальт - плохенький, но ранее была земля и скользкие камни. Именно по этому три года назад после доджя мы не решились въехать к самой  крепости - машина пробуксовывала и мы остались внизу. Вобщем всем рекомендую побывать в Тустане.
После Тустани вернулись на трассу и заехали в Сколе посмотреть на дворец местных баронов. Он находится прямо вдоль трассы Киев-Чоп. Въезд на территорию открыт. Сейчас в нем находится школа-интернат. Осмотрели остатки былой роскоши. Здание очень красивое, но видно, что в нем находится школа. Местные люди которые работают в школе, малоприветливы. На попытку завести разговор о здании, сухо ответили и быстро убежали. Спасибо, что не прогнали :) А могли бы ведь зарабатывать на экскурсиях, сувенирах и т.п., как делают это в Черновицком университете (конечно масштаб не тот, но все же).
Остаток дня провели в неспешной дороге в Волосянку. Несколько раз останавивались на берегу реки Опир. В Волосняке остановились в гостинице "Скеля", рядом с гостиницей "Вежа ведмежа" в 300 метрах от подъемника "Захар Беркут". Конечно жить в таком домике неделю или больше мне бы не хотелось. Звукоизоляция отсуствовала, но зато у нас был прекрасный вид на горную речушку, веревочный парк над ней и горы. Так остаток дня я просидел дыша свежим воздухом :) Думать где ночевать завтра не было нужды, завтра мы должны были встретиться с велодрузьями в Пилипце, где был забронирован коттедж.

День 4 (29 июля 2017 года) - переезд в Закарпатье, встреча с велогруппой и водопад Шипот.

День начался рано утром с чашки чая на балконе номера. Собрались, отдали ключи и поехали в Пилипец. Навигатор показывал дорогу напрямую через горы, но я себе представлял, что меня там может ждать и решил возвратиться на трассу Киев-Чоп, перевалить в Закарпатье и через Воловец приехать в Пилипец. Так и сделали. В Воловце в супермаркете купили хорошей польской контрабандой еды :) без каких либо опозновательных украинских надписей. И поехали искать велогруппу. Витя ViX с женой Олей, сыном Романом и Андреем HammerHead дожидались нас в селе возле музея деревянных церквей в котором мы были 4 года назад. Радостно встретить больше чем за 1000 км родные лица, лица людей с которым пройдена не одна сотня километров! Поехали искать наш дом - "Лимонную хату".  Коттедж находился на правом берегу ручья Плошанка на котором расположен водопад Шипот, приблизительно в километре от кресельного подъемника. Когда проезжали по главной улице видели множество людей со странными рюкзаками. Было не понятно, что это у них... Ответ нас ждал немного позже. Вкатив в открытые ворота садыбы, я видимо немного озадачил хозяина, Васю, они с женой, Марьяной, ждали велосипедистов, но я быстро ввел их в курс дела, а тут и остальные подъехали. Дом - двухэтажный с дву- и трехместными комнатами. Гостевые санузлы находятся на втором этаже, для гостей предоставляется деревянная беседка на улице и качель :) Стоянка авто во дворе. В целом вполне нормально как за довольно невысокие деньги. Еще мы сразу заказали у хозяйки завтраки и ужины. Так как еще были не все в сборе - вечером должны были приехать Саша и Катя, то мы решили побездельничать, и порассматривать владельцев странных рюкзаков - со мной был бинокль (я писал ранее, что набрал полный багажник вещей :) ). Людьми с рюкзаками, оказались парапланеристы, оказалось, что с 30ого числа у них начинаются международные соревнования. Ближе к вечеру пошли посмотреть на водопад. Для меня его посещение стало шоком. В 2013 году это было довольно безлюдное место куда приезжало не много туристов, но сейчас там все оказалось застроено лавками с сувенирами, алкогольными напитками и т.п. Людей, несмотря на вечеренее время было довольно много, за вход взымают плату в 10 грн, но есть возможность спокойно обойти и не платить деньги не пойми за что. Как это сделать - в видеоролике :) Сам водопад красив, но рекомендую к нему иди часов в 8 утра когда там никого нет, сможете сделать отличное фото без толпы между вами и водопадом!

День 5 (30 июля 2017 года) - попытка попасть на вершину г. Гымба.

День обещал быть жарким и интересным. Во-первых в Европе бушевала жара, но я помня коварство Карпат, все равно одел ботинки и брюки, о чем в последствии пожалел. Во-вторых мы запланировали от верхней станции подъемника пройти до вершины г. Гымба. Ребята на велосипедах планировали проехать по Боржаве в сторону Межгорья, что у них успешно удалось. К подъемнику решили идти пешком. Не далеко от подъемника, Ярослав решил, что ему идти уже хватит и влез мне на шею. Так, с ним на шее я начал подниматься по крупным булыжникам к нижней станции канатной дороги. Рядом шел мужчина с большим рюкзаком полукруглой формы. Обгоняя его он со мной заговорил о ценности того, что нес каждый из нас. Оказалось, что он один из организаторов соревнования парапланеристов. Он вкратце расказал о правилах: спортсмены должны "взять" несколько десятков точек в долинах по обе стороны от полоныны Боржава. "Взятием" точки является круг над ней с радиусом определенного диаметра, который зависит от типа точки. Так в беседе поднялись к подъемнику. Мы немного переживали по поводу детей, но подъем с маленькими детьми разрешен и не вызывает никаких претензий. Цена взрослого билета туда и обратно - 80 грн, в один конец - 60 грн. Детский немного дешевле. Подъем не долгий, порядка 15 минут (вспомнился подемник "Захар Беркут" где дорога в одну сторону занимает порядка 40 минут). Когда поднялись наверх, сразу стало ясно, что простым подъем на вершину не будет. Расстояние не большое, но уклон очень крутой. Так и случилось не прошли и 300 м, как дети начали ныть. Пришлось останавливаться в тени. В это время солнце начинало припекать. От верхней станции канатки на вершину Гымбы можно подняться на машине (УАЗики, ГАЗики и т.п.) за 100 грн, но это не наш метод. Решили немного отдохнуть. Практически вся полонына покрыта кустами черники. Нашлась она и и в том месте где мы сидели. Конечно там ее немного по сравнению с более "дикими" местами, но все равно удалось немного ее пособирать. Пока отдыхали, Ярик уснул. Просидели мы на склоне горы несолько часов и решили спускаться вниз. Жара стояла неимоверная. Пока вернулись домой задолбались на конус - приходилось тащить Ярослава и Мирослава по очереди. Решили отдохнуть, а утром решить, что будем делать дальше! Ребята вернулись засветло, но тоже сильно уставшие и с твердым желанием завтра дать велосипедам отдых. А как оказалось следующий день был самым классным и насыщенным в нашей поездке.

День 6 (31 июля 2017 года) - полонына Боржава - г. Великий Верх - Пилипец - Карпатские чаны.

Самый физически сложный и насыщенный день поездки. Утро встретило нас туманом и звоном колокольчиков коровок. Еще вчера было принято решение идти на полоныну пешком. Ну как идти, подняться на подъемнике к верхней станции, от нее взойти на г. Гымбу и быстренько по горам добежать до г. Великий Верх, а отуда вниз до Пилипца. На карте маршрут казался простой, но двойняшек решили не брать. С ними осталась Лена, а я с Сашей и остальной компанией пошли в горы. После вчерашнего посещения верхней станции было понятно, что дорога на г. Гымбу будет сложной, но жара около 40 градусов сделала ее невыносимой. Метров через 300 Сашка сказал, что он идти не может. Пришлось, придумать ему стимул - типа разрешения поиграть вечером на телефоне. Стимул помог. Ромка немного шел сам, потом его несли Витя и Оля, а Роман ведь  хлопец крепкий! Я же радовался, что мне не нужно нести Яра и Мира. Хотя и рюкзак на спине доставлял немало хлопот. В такую жару он был только обузой. До вершины не дошли - свернули на тропу по траверсу горы. Вокруг все было в кустах черники. Было видно как на склонах горы местные жители собирали ягоды. Виды с гор были красивые. Не доходя до горы Великий Верх увидели ярко зеленые кусты и траву в ста метрах левее от травы. В том месте оказался родник. Набрали воды, напились. Кайф. Поползли на гору. На тропе было людно, как в городском парке :) За нами шла группа чехов, так же видели отдельных туристов и пары. Видимо маршрут очень популярный. С г. Великий Верх пошли в сторону Пилипца. Думали, что на спуске будет легко, ан нет :) Иногда было сложнее чем при подъеме. Хотя маршрут легкий. На одной из остановок нашли большие ягоды черники, которые оказались голубикой. Как по мне, то черника - вкуснее. Очень обрадовались когда вошли в лес, где-то на высоте 1000 м. Однако в лесу дорога часто переходила в глубокие канавы и промоины. В дождливое время там пройти было бы совсем не просто. Да и на Гымбу по мокрому было бы не просто взобраться. В лесу Саша напоролся ногой на сухую палку и сильно разодрал кожу на ноге. С помощью ремешка найденого в рюкзаке и листа подорожника удалось остановить кровь и спокойно дойти до дома. Последние несколько километров мы мечтали о воде - как внутрь так и наружу :) Ранее мы нашли недалеко от дома здание в котором стояло два карпастких чана, но дозвониться туда не получалось. Настроение упало, а когда добрались до дома, то выяснили, что в селе еще и света нет. Нет света - нет воды. Чумазые, но довольные, мы мечатали о душе. И тут перезвонил хлопец из чанов. На мой вопрос: "Идем?", все сразу же дружно сказали : "Да" :) . Карпатские чаны в которых вы варитесь после 13 километровой прогулки по горами, потом прыгаете в прохладный ручей - это было верхом блаженства!!! Этот день я запомню надолго :)
ПС Маршрут этого дня рекомендую для тех кто остановился в Пилипце. Отдых в чанах после спуска с гор - обязателен!

Трек прогулки:

День 7 (1 августа 2017 года) - посещение озера Синевир - приезд Валида.

После прогулки раскаленной Боржавой решили поехать на озеро Синевир. Дорога была известной - через районный центр Межгорье,  перевал до села Синеверская Поляна. Рекомендую остановиться перед вершиной перевала - оттуда открываются шикарные виды. Далее по дороге к Синевиру лежит два интересных места. Более раскрученное на сегодня - центр реабилитации бурых медведей - мы решили не посещать, хотя слышал хорошие отзывы. А остановились мы возле водопадов на реке Теребля. Находятся они в месте поворота реки, не доезжая до Центра с медведями. На видео есть это место. Водопады красивые и под ними глубина реки позволяет освежиться в жару. Очень рекомендую. До самого озера можна подъехать на машине - въезд на территорию парка платный. Можно прогуляться пешком - рассятоние порядка 2ух километров в одну сторону плюс прогулка ворку озера. Так, что стоит это учитывать. Людей на озере очень много. Если кто-то думает увидеть уединенное озеро - то это не про Синевир. В озеро впадает несколько ручьев в которых стоят сотни мальков форели. Мы обошли вокруг всего озера и решили ехать назад. К вечеру на связь вышел Валид который  Леной уже несколько дней шли по Боржаве в нашу сторону, в этот день у него был еще и день рождения. Мы его встретили в Пилипце и привези к нам в садыбу. Весь вечер прошел в праздновании :)

День 8 (2 августа 2017 года) - замок баронов Шенборнов - замок Сент-Миклош - Мукачево - дорога назад.

Как оказалось это был последний день этой поездки в Карпатах. Мы планировали проехаться в Мукачево, посетить местные замки, переночевать и на следующий день поехать домой. Но к сожалению жизненные остоятельства внесли свои коррективы. История очень поучительная для тех кто планирует долгие путешествия. Нашу поездку пришлось немного сократь из-за того, что папа и он же водитель - те я :) банально отравился. Как позже мы с Витей - восстановили события, отравились творогом на завтраке. Так, что на будущее - при длительных поездках я воздержусь от "местной" кухни в пользу более безопасных продуктов. Иначе можно просто выпасть на пару дней испортив себе и близким путешествие. На, а пока мне не стало свосем плохо мы успели посетить замок баронов Шенборнов в Чинадиево, в котором сейчас располагается саноторий "Карпаты" и погулять вокру замка Сент-Миклош. С нашей поездки в 2012 году, территория вокруг замка Сент-Миклош сильно преобразаилась. Появились скульптуры, инсталяции. Отремонтированы постройки. Очень рекомендую посетить этот замок и познакомиться с его былой и современной историей. Причем современная история, как по мне более интересна. Ну, а после Мукачево была дорога во Львовскую область. Лечился, я кока-колай, причем довольно успешно. На ночлег встали в гостинице "Nika" в городке Буск, Львовской области. За всю поездку это был единственный раз когда пришлось снять два номера, потому как в этой гостиничке не было трехместных номеров или люксов с кроватью и диваном. Но так как желания и времени искать гостиницу не было, то остановились в этой. Кстати, завтрака в ней тоже не было, хотя цена номеров была довольно высокой как для такого городка. Зачем, я так много написал про эту гостиницу? Что бы не забыть про нее и не заехать в нее еще раз :)

День 9 (3 августа 2017 года) - возращение в Полтаву.

Назад вернулись нормально и без приключений.

Данная поездка дала понять, что с тремя детьми можно путешетсвовать - но не просто :) В мыслях есть поехать на дольше и заехать подальше :)

Отчет написан благодаря заметкам на фейсбуке которые сделал после поездки. Видео ролики сняты и склеины на мобильный телефон :)