воскресенье, 6 мая 2012 г.

Полтава - Опошня - Полтава (низом, правым берегом) 30 апреля 2012 года

Еще после поездки в Писаревщину в октябре 2011 года у меня родилась идея проехать правым берегом до Опошни. Кто ездил в тех местах или просто смотрел карту или спутниковые снимки тех мест может понять, что маршрут был непростой. Но обо всем поподробнее ниже.
В поисках дороги до Опошни, вдоль правого берега Ворсклы

Часть 1. Полтава-Писаревщина

Всего нас было трое - я, Лена и Серега. Выехали из города около 8 часов утра и через Воронино, Патлаевку, Кротенки направились на север. Петровка и Гавронцы последние населенные пункты с асфальтным покрытием - далее был грунт и прекрасные пейзажи!
Холмы
р. Ворскла (за Гавронцами)
Заливные луга перед Михайловкой
Михайловку также можно было бы объехать по грунту, но нужно было запастись водой. Поэтому был совершен небольшой крючок в село. Перед Михайловкой нас встретили красивые залитые водой луга!
От Михайловки до Писаревщены идет прекрасная грунтовая дорога, по которой мы довольно быстро и без приключений добрались до последней изведанной мной местности - дороги к подвесному мосту через Ворсклу в Писаревщине. К мосту мы правда не подъезжали, а с дороги свернули налево (севернее). Проехав через остатки села мы выехали на луга и двинулись по разбитой тяжелой техникой колеи в сторону леса.

Луг за Писаревщиной, разбитая колея
Часть 2. Писаревщина - неизведанные места - привал

За неприглядным лугом нас ждал роскошный лиственный лес. Я даже не знал что под Полтавой есть лиственные леса. Хотя хвойные деревья в нем иногда встречались. Но основную массу деревьев составляют дубы. В лесу как раз распускались ландыши.
Ландыши
Дубрава

К сожалению из-за разбитой дороги по лесу в основном приходилось идти. Но это был и плюс так как можно было наслаждаться довольно необычными пейзажами для глаза городского жителя. В лесу было несколько болот которые находились в глубоких впадинах.  Из леса мы вышли на опушку, где пришлось воспользоваться данными GPS и распечатаными картами Google Earth, что бы сориентироваться на местности. Выяснив, что лес мы еще не прошли, а это всего лишь большой островок в лесу мы двинулись далее. По дороге были замечены следы кабанов.
В дубраве (Серега и Лена)
Следопыт Серега-Острый-Глаз
Здесь прошли кабаны
Пройдя вдоль границы леса мы вышли на берег реки Доброшин которая оказалась довольно полноводной.
р. Доброшин
Теперь нас ждал следующий этап - найти переправу через эту реку. Двигаясь вдоль реки на северо-запад в направлении с. Кардашовка мы вскоре нашли переправу. Переправой оказалась земляная дамба на реке. Ниже дамбы речка выглядела в виде тоненького ручейка протекающего через болотце, а вот выше была громадная заплава.
р. Доброшин (ниже дамбы)
Дамба, она же переправа через реку
р. Доброшин выше дамбы
За дамбой есть две возможности продолжить путь: прямо - вдоль реки Доброшин к реке Ворскла, налево (на север) - в направлении села Карабазовка. Мы выбрали первый вариант. Двигаясь вдоль р. Доброшин мы доехали до ее устья, а далее вдоль Ворсклы двинулись на север. Поначалу дорога еще наблюдалась, а потом и вовсе пропала. Несколько раз мы выходили на берег и наконец решили стать на обед.
На привале
Открываем сезон купания ...
... и учимся разжигать костер без спичек
Место для привала было выбрано отличное. Много сухого плавника, берег реки и небольшие деревца создающие тень. Быть на берегу реки в жаркий день и не искупаться - я такого пропустить не смог! А в это время Серега с помощью кресала высек искру и поджег сухую траву - в итоге мы получили отличный костер на углях от которого получился прекрасный шашлык. Отдохнув и выпив почти всю воду мы двинулись далее. Ведь цель не достигнута! Маршрут вдоль Ворсклы правым берегом не разведан!

Трек до стоянки (начало)

Часть 3. После привала - Кардашевка - Карабазовка

После привала путь был сложным. Во первых приходилось продираться по бездорожью, во вторых практически закончилась вода, что при температуре +40 было не очень хорошо. Так как дороги точно не знали, пробовали идти просто в северном направлении, но дорогу нам преградили заросли терновника (на треке видно как мы подошли к деревьям, а потом начали их обход с юга). Идти приходилось по распаханому полю на котором были посажены молоденькие сосны.
Хозяев пока нет дома
Молодой наполовину засохший сосняк
Проход между деревьев
В итоге пройдя между деревьями мы вышли на луга. Леве от нас был холмик. Приняли решение взобраться на него и осмотреться. Подойдя ближе, холм начал выглядеть несколько зловеще - стали видны какие-то деревянные кресты... Взобравшись на холм - оказалось, что деревянные сооружения это остатки кораля для животных. Видимо когда-то здесь оставляли колхозный скот. От кораля мы продолжили движение на северо-запад, но через несколько десятков метров южнее нас я заметил автомобиль. Раз он был южнее нас, то где-то на востоке должна быть дорога. В итоге мы ее нашли. Это оказалась та же дорога по которой мы ехали от дамбы к Ворскле. Двигаясь по ней в обратном направлении мы подъехали к развилке возле дамбы. Так как воды оставалось совсем не много, а ближайшее село Кардашевка лежало хоть не по пути но зато в пределах одного километра было решено искать воду или магазин там.
Уже на подъезде к селу стало видно, что-то с ним не так, ну а потом все стало на свои места. Обрезанные электропровода, колодцы без цепей и ведер и полное отсутствие людей и домашних животных. Карадашевка оказалось селом-призраком, лишь сельское кладбище  и довольно целые дома напоминали о том, что здесь когда-то жили люди.
Пришлось возвращаться к дамбе в третий раз и от нее поворачивать налево. Далее постоянно сверяясь с показаниями спутниковой навигации мы двинулись к Карабазовке. В одном из подлесков мы спугнули оленя или лося. Он пронесся настолько быстро, что я даже не понял кто-то это. И вскоре мы выехали к реке. На одной из карт она была подписана как река Быстрая. Переправа была так же через дамбу. За дамбой рыбачили местные пацанята.
р. Быстрая
Проехав вдоль реки мы въехали в село. Магазина мы не нашли поэтому заправились водой из одного из колодцев. Прекрасная холодная вода нам показалась в тот момент еще прекраснее.
Ну, а далее был выезд на трассу и затяжной подъем к повороту на Опошню.
Подъем к Опошне
Сделав питстоп в казацком селе Великих Будщах мы благополучно добрались до Полтавы.
Автора, автора...

Ну и конечно же - Диканька!!!

Общий пробег порядка 110 км.

Трек, после стоянки (окончание)