среда, 18 апреля 2012 г.

14-15 апреля 2012 года "Усадьбы Черниговщины"

Предыстория

Идея проехаться по усадьбам Черниговщины родилась у меня давно. И эти усадьбы я посетил на майские праздники в 2009 году, но на автомобиле. И вот длинными зимними вечерами изучая книгу Натальи Тулюлюк "ВелоУкраина. 55 лучших веломаршрутов", я наткнулся на знакомый маршрут. Тут же на одном дыхании был создан проект веломаршрута "Усадьбы Черниговщины" и соответственная тема на форуме "Быстрее ветра". Дело было зимой и данный маршрут сразу же нашел поддержку у форумчан. Однако ближе к делу почти половина от предварительно подавших заявку отпала.  В итоге практически до дня отправления нас было семеро участников - я, Лена, Витя, Серега, Николай, Катя и Дима. За день до отъезда на форуме появился пост от Олега из Миргорода. Он тоже хотел принять участие в походе. Я не возражал, хотя наверное нужно было, но об этом потом :) .

Часть 1. Дорога.
Стартовое место велопохода находилось в Пирулках. Прямого железнодорожного сообщения между Полтавой и Прилуками нет. Поэтому наш путь лежал через Гребенку. Старт из Полтавы был 14 апреля в 4:25. Погрузились нормально, проводница поворчала, но ничего не сказала. Дорога до Гребенки прошла без приключений. В Миргороде я, Серега и Витя вышли из поезда что-бы проконтролировать погрузку Олега. Олег всех повеселил своей пробежкой от вокзала практически до конца поезда с велосипедом на перевес. Но погрузка прошла нормально. Далее нас ждала Гребенка. Как выяснилось довольно большой железнодорожный пункт с несколькими зданиями вокзалов. Подождав наш пригородный поезд мы отправились в Прилуки. В дороге выяснили, что оказывается есть железнодорожная станция в Пирятине. Так что в целом можно и автомобильным транспортом добираться до Пирятина. Так же была информация, что пригородный поезд Гребенка - Прилуки - это обычный плацкарт, но оказалось, что это обычный дизель с общими вагонами. Кстати, по дороге туда - сиденья были с мягкими вставками :)

Часть 2. Файне місто - Прилуки
И вот мы на месте старта! Собрав велосипеды мы сдвинулись по маршруту.
Все собраны! Ждем Олега.
Сразу наш маршрут лежал на улицу Ивановскую к Ивановской церкви.
Ивановская церковь
Осмотрев здание, которое представляет собой церковь совмещенную с колокольней мы двинулись по улице Киевской к центральной площади. Передвигаться по Прилукам очень удобно - все улицы прямые, кварталы имеют практически прямоугольную форму.
Центральная площадь выглядела совсем по европейски. Множество памятников архитектуры тут собрано на одном пятачке, так же есть и несколько современных памятников и статуй.
Полтавчане на площади в Прилуках
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - довольно большое здание, однако сейчас закрыто на реконструкцию.
Сретенская церковь
Скульптура, возле которой местные совершают некий ритуал
Сретенская церковь оказалась действующей, однако большее внимание привлекла скульптура трех ангелов к которой подходили местные жители, где-то терли и куда-то кидали монетки, но расшифровать их ритуал у нас не было времени.
Церковь св. Николая и памятник местному святому
Спасо-Преображенский собор
Полковая казна
Церковь св. Николая, Спасо-Преображенский собор и полковая казна представляют собой комплекс одного времени постройки - начало 18 века. Причем дорожка к казне идет с территории собора. Собор конечно грандиозен!
Вот такие люки в городе ПрилЮки :)
Интересный канализационный люк. И вообще весь день в голову лезли рифмы - ПрлЮки - глюки, люки, злюки и т.п. пакость :)
Памятник Мономаху
После центральной части наш путь лежал по улице Шевченко на восток, где мы осмотрели Трехсвятительскую церковь, которую местные называли Густынской и вернулись вновь в центр в поисках провизии. И еще одна путевая заметка - из 4 опрошенных наугад людей первые двое оказались не местными :) Так, что Прилуки - город туристов!
Трехсвятительская церковь - полностью деревянная
Несколько обламавшись в одном магазине, мы все таки нашли достойное торговое предприятие которое смогло снабдить нас едой на этот поход. Подкрепившись мы выдвинулись на север в сторону Густыни, предварительно осмотрев Прилуцкую табачную фабрику. Для меня эта экскурсия была вдвойне приятной, так как я принимал участие в ее строительстве. Буквально от фабрики начиналась Густынская улица которая вывела нас за город.
Прилуцкая табачная фабрика

Часть 3. Маршрут - день 1
Что бы отчет не ограничивался лишь эмоциями, все таки немного места нужно уделить на описание самого маршрута, дорог и ключевых поворотов. В этот раз я телефон забыл дома, поэтому спасибо Лене за запись трека.
Трек День 1 - 14.04.2012 года

Наш итоговый маршрут немного отличался от того что был запланирован заранее. И об этом по порядку. Передвижение по Прилукам я описывать не буду - заблудиться там очень тяжело. Выезд из города по Густынской улице которая плавно переходит в трассу на Ичню. В этом месте будет отворот направо (изначально мы планировали ехать именно туда, но местные отсоветовали), но я рекомендую проехать прямо (стрелочка прямо на треке).  Будет подъем и выезд на обезную трассу вокруг Прилук. Тут берем направо, согласно трека и движемся до следующего перекрестка где будет указатель "Густыня". На перекрестке поворачиваем налево и движем все время по главной до самого монастыря. После осмотра монастыря, что бы не возвращаться (и при отсутствии дождя) маршрут рекомендуется продолжить в северном направлении. Отъехав сотню метров от монастыря будет развилка на 5 дорог. Юго-Западная ведет обратно, восточная к р. Удай. Мы выбрали Северо-Восточную асфальтную дорогу которая привела нас в с. Заудаивское, где нужно сразу повернуть круто налево и мимо домов подняться на гору. После этого движение следует продолжать все время прямо по грунтовке которая в сором времени перейдет в хорошую дорогу по плитам. Так следуете до поворота на трассу на Ичню. Трасса на Ичню асфальтная, довольно добротная. По ней дорога лежит до села Ольшана, где в конце села после подъема на гору следует держаться правее (там есть указатель - Иваница, Кочановка). Дальше асфальт можно назвать лишь условно асфальтом - много ям. Лишь в Иванице присутствует кусок просто идеального покрытия. После Иваницы двигаясь все время вперед доезжаете до спуска к большим прудам. Не разгоняйтесь! Въезд на территорию поместья как раз на спуске с левой стороны!

Часть 4. Густынский монастырь
По дороге в Качановку мы сделали небольшой крюк к Густынскому монастырю. Более о его истории можно прочесть здесь. Скажу сразу, что этот монастырь одно из ярких мест этого маршрута и пропускать его никак нельзя. При первом приближении этот комплекс представляет собой крепость в виде кремля, с каменными стенами и башнями.
Въездные ворота в монастырь
Стены, ров, бастионы
Вход в монастырь - мужчинам в шортах запрещен, женщинам в шортах и штанах. Мне и Вите пришлось поверх шорт одеть вновь спортивные штаны, девченки повязали вокруг талии куртки и мы спешившись вошли через ворота-колокольню на территорию монастыря. Внутри все очень спокойно, чисто и красиво. Востанавливаются старые постройки. На территории даже присутствует магазин церковный вещей и сувениров. За монастырем находится заплава реки Удай и церковное кладбище.
Восстановление крепостных построек
Территория монастыря
Беседка с фонтанчиком
Заплава р.Удай
Густынский монастырь
Полтавчане в Густыне

Часть  5. Качановка
После Густынского монастыря проведя несколько часов в пути и пройдя около 40 км часов в 5 вечера прибыли в имение "Качановка". У этого имения своя история и ее можно прочесть в интернете, а я расскажу о том как оно встретило нас. После входных ворот следует крутой грунтовый подъем который заканчивается сторожкой. Не очень приветливый охранник взял с нас за вход по 6 грн и еще пытался взять за каждый велосипед по 8 грн,  но мы объяснили ему где у жилетки пришиваются рукава и он благополучно отстал. Далее нас поселили в "номера". Конечно, кто рассчитывает увидеть отель - тот сильно разочаруется. Это смело можно назвать общежитием. По 50 грн находится в здании бывшей электростанции, по 90 грн в здании службы (это один из флигелей перед дворцом). Здание службы более чистое, с красивой деревянной лестницей, большими деревянными коробами и дверными полотнами. Чистая кухня. В принципе за это можно переплатить. Еще различие в том, что в здании службы есть горячая вода.
Здание службы
Здание электростанции
Номер за 180 грн
Комната для велосипедов
После поселения мы отправились на осмотр поместья. Много слов о поместье писать не буду - оно прекрасно сохранилось - старые здания, громадный парк, парковые сооружения (Романтические развалины, арки, мостики, беседки и т.п.). На территории поместья даже находится церковь в которую Витя с Олегом ходили ночью святить куличи. Хочется отметить, что воду мы брали в колодце который находится внизу возле пристани. Вода отличная - прозрачная и без запаха - все живы :).
Дворец в Качановке
Дворец (вид с пристани)
Арочный мост
Романтические развалины
В процессе осмотра поместья Витя решил проверить нет ли здесь тайника геокешинга. Оказалось что есть. Но он был немного зашифрован по четырем точкам, однако итоговое место находилось возле турника установленного между двух деревьев. И тут я вспомнил, что три года назад уже натыкался на этот турник. Мы его нашли, еще немного времени потребовалось что бы определить нужное дерево, отрыть клад и оставить свою подпись в дневнике! Наше копание даже начало привлекать внимание охраны.
Кладоискатели
Вечером нас ждал отдых и ужин! Сосиске на костре возле пруда. Освещение в виде Витиного фонаря подвешенного на ветку дерева. Все было супер!
"Я вижу как закат..."
Фотомастера
Отдыхаем
Вечер
Утро встретило непонятными звуками. Подумал, что мыши! Вскочил с кровати, открыл кладовку с велами - все чисто! Прислушался. Звуки с улицы. Откурыл окно и - О чудо! Это ведь поют птицы! Для меня городского жителя, это был культурный шок! Все утро пели птицы. Утро было прекрасным. Я пошел разбудил ребят из электростанции, взял тару и пошел к колодцу по воду.
Красота
Колодец

Завтракали на кухни в здании службы. Если освяченные ночью куличи с чаем на местной колодезной воде.
Выехали из поместья около 9 часов утра. В Парафиевке нас уже встретил дождь, который сильно усилился в Южном. Там мы остановились возле местного, работающего на Пасху, и очень хорошего магазина. Отогрелись чайком двинулись далее.

Часть 6. Маршрут - день 2
Маршрут второго дня похода предполагал преодоление большего расстояния. Всего за день нужно было пройти порядка 85 км и осмотреть два места - дендропарк в Тростянце и усадьбу Галаганов с парком в Сокиринцах. Маршрут пролегал по второстепенной трассе. Состояние асфальта было также не на высоте. После Сокиринец - трасса Киев - Суммы - асфальт довольно хороший. Единственный нюанс по поводу маршрута - небольшой крюк который мы набросили при выезде из Сокиринец. Мы вернулись от поместья назад, а можно было продолжить дорогу далее, вокруг поместья и выехать на трассу тем самым срезав около 3 километров.

Трек День 2 - 15.04.2012 года

Часть 7. Сокринцы
хоть в наших планах и был осмотр дендропарка в Тростянце, но их пришлось с корректировать из-за дождя. Поэтому осмотр парка у нас получился лишь возле входа. После чего мы продолжили наш путь согласно маршрута. Расстояние до Сокриенец преодолели довольно быстро и поэтому было решено уделить усадьбе побольше времени чем парку в Тростянце. На данный момент в усадьбе находится аграрный лицей. На Пасху здание было закрыто.
Алея при въезде в усадьбу!
Полтавские велоскульптуры
Усадьба с главного входа
После осмотра усадьбы мы также решили поискать геокешинг и здесь! Клад был найден, поиск клада усложнялся отсутствием фото тайника и нестабильным сигналом спутников.
Клад!

Заключение
До Прилук добрались нормально всего лишь с одним пробоем переднего колеса моего велосипеда. Николай все переживал, что будет отставать поэтому мы отпустили его вперед, а сами ликвидировали неисправность и отправились в догонку. В Прилуках вновь запаслись провизией на ужин и двинулись на вокзал. Из здания вокзала с велосипедами нас выгнала истеричная работница Укрзализныци, поэтому мы пошли на улицу  где под навесом разобрали и упаковали свои велосипеды. Дорога до Полтавы прошла без приключений, а о своих приключениях Олег надеюсь расскажет сам...